Контакт-центр
Быстро отправить аварийную заявку
Задать вопрос

Новости

Главная / Публикации / В Адыгее из ста проверенных газовиками счетчиков учета потребления газа — две трети оказались негодными

В Адыгее из ста проверенных газовиками счетчиков учета потребления газа — две трети оказались негодными

Как часто мы задумываемся над экономией семейного бюджета? Ответ на редкость единогласный — «постоянно!»

«Проблема экономии никогда не теряет своей актуальности, а в нынешней нестабильной обстановке в стране и в мире стоит особенно остро, как никогда. Одной из обязательных статей расхода семейного бюджета, и, пожалуй, самой обременительной, является оплата услуг ЖКХ. Каждый месяц нам приходится оплачивать счета за газ, свет, воду, и стоимость этих услуг неуклонно растет». С этим утверждением не поспоришь. И все бы хорошо, если бы не одно «но»: это всего лишь реклама.

Кручу-верчу, куда хочу?

«В условиях постоянного роста тарифов ЖКХ стоит всерьез задуматься об экономии расходования энергии. В среднем бытовые счетчики газа экономят до 30%. Компания — производитель счетчиков — предлагает купить бытовые газовые счетчики по выгодной цене у наших дилеров». Таков завершающий рекламный ход. Он и сегодня есть в открытом доступе на главной странице сайта производителя счетчиков бытового газа «Гранд» из Ростова-на-Дону.

— Электронный газовый счетчик у меня в квартире наматывает кубометры газа с такой скоростью, что просто ужас! Приходили газовики, сказали, что его нужно везти на поверку, и это не единичный случай в Майкопе, их еще больше в целом по Адыгее. Что делать, куда писать жалобы — на завод? — позвонил в редакцию «СА» майкопчанин Валентин Антипов.

По словам нашего читателя, счетчик на газ в квартире установили два года назад, а гарантию продавцы давали на 12 лет! Его поверочный технический срок аналогичен гарантии. Больше года прибор работал вроде бы без претензий, а потом стал вести себя странно — перестал экономить бюджет своих хозяев. Посчитав в минувшем декабре очередные газовые затраты, семья стала бдительно следить за прибором. В результате обратились к специалистам газа. Те пришли к заключению, что прибор действительно «свихнулся», и стали задавать странные вопросы, мол, не было ли постороннего вмешательства в его работу?

Производитель гарантировал — счетчик «Гранд» послужит вам верой и правдой. Читаем аннотацию, которая в этом полностью убеждает: «Электронный газовый счетчик — современный измерительный прибор, имеющий приемлемую цену, самые компактные габаритные размеры, длительный межповерочный интервал, универсальный поворотный корпус, позволяющий легко монтировать прибор на малогабаритных кухнях. Одним из таких устройств является счетчик газа «Гранд», который обладает всеми перечисленными преимуществами».

Но стоит поискать в интернете последние отзывы о приборе, как возникает много вопросов. Приведем примеры, которые оставлены потребителями в конце 2016 года, дословно: «Погас экран показаний расхода газа, не прослужив и 4-х лет, требуется замена батарейки или замена счетчика. Я зол, слов нет!» Другой: «С виду все красиво, а работает плохо. После 3 лет использования пришлось менять счетчик на механический. Знакомый газовик сказал, что электронному верить нельзя, можешь разориться».

«Разбор полетов»

Как выяснилось, таких обращений немало и в Адыгее. Более того, когда люди стали жаловаться в массовом порядке, пришлось инициировать целую кампанию по поверке именно электронных приборов, из которых большинство — злосчастный «Гранд».

— Мы принимали жалобы, а когда стали проверять эти счетчики, выяснилось, что из 100 — 61 прибор не дает точных измерений. Считают или меньше потребленного количества, или во много раз больше. Получается, что этот электронный прибор обманывает и нас, и потребителей. Недавно был случай, когда к нам в центральный офис прибежала майкопчанка в слезах — она вчера заплатила за газ, а сегодня утром обнаружила, что за ночь счетчик «намотал» на 50 тыс. рублей! Только представьте эту сумму, потребительница была на грани сердечного приступа, показывая квитанции по уплате за газ и данные счетчика. Мы разобрались в ситуации, но такое может случиться с каждым, и это пугает, — рассказал «СА» заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей компании «Газпром межрегионгаз Майкоп» Петр Дегтярев.

В Адыгее люди стали сами обращаться к газовикам: что показывает этот прибор? «А кто его знает, что он показывает, может, зимние рыночные цены на помидоры», — говорят техники. Возможность вмешательства некоторых потребителей в работу прибора они допускают, но с сомнением. В электронном счетчике постороннее воздействие не выявить, а вот как он себя поведет после — это проблема недобросовестного потребителя. Один раз «отмотал» показания, если получилось, а потом счетчик втридорога начнет щелкать кубометры или батарея питания выйдет из строя.

По словам специалистов компании «Газпром межрегионгаз Майкоп», таких счетчиков в Адыгее у частных лиц — более 10 тыс. штук в домах и квартирах. Уже начали проверять все, и статистика стабильна: две трети приборов «Гранд» не пригодны к использованию. —

У «Гранда» несколько модификаций для бытовых потребителей, физических лиц: на пропускную способность 2, 4 и 6 кубометров газа в час. Как показали наши исследования, больше всего претензий к самому ходовому — на 4 кубометра. Обычно его ставят в квартирах, где есть плита и газовая колонка. Наибольшее количество таких приборов установлено у жителей Майкопа и Тахтамукайского района. В этих муниципальных образованиях возникает много проблем с учетом газа, — говорит Петр Дегтярев.
Изготовители убеждали — счетчики газа позволяют потребителю значительно сэкономить на оплате, так как при отсутствии счетчика уровень расхода газа определяется в соответствии с регламентированными нормативами. Тогда плата за потребляемое «голубое» топливо берется во все сезоны в одинаковом размере. «Практика показывает, что счетчик учета потребления природного газа до 50% снижает расходы потребителя на оплату счетов за его пользование», — убеждали дилеры «Гранда» покупателей.

— Но брать счетчики на гарантийный ремонт или хотя бы ответить людям, как быть в такой ситуации, завод теперь не стремится. Потребители нам и на это жалуются, что завод на все посланные ими претензии отмалчивается, — рассказывают в ОАО «Газпром межрегионгаз Майкоп».

Сама компания — поставщик газа — предъявить какие-то требования заводу на некачественные приборы не может, она лишь ведет учет потребления газа и оплаты по услуге поставки. При этом сама несет убытки от неконтролируемых приборов. Ведь если счетчик считает меньше, чем сгорает газа, к примеру, в частном доме, который газом еще и отапливается, то потребители не приходят к газовикам с жалобами. Вместе с тем неизмеримо большее количество конфликтов возникло именно этой морозной зимой и именно по завышению счетов у потребителей.

Точка кипения

— Коммунальные службы так и норовят нас надуть — как может газовый счетчик «мотать» кубометры без газа? Говорят — никак. Но он же мотает! — говорит жительница многоквартирного дома поселка Яблоновского Тахтамукайского района Ольга Ткачева.

Для подтверждения своих сомнений она провела эксперимент: подогревала в эмалированном чайнике 2 литра воды на максимальном огне у себя, у соседки и у коллеги в соседнем многоквартирном доме.

— У соседки «питерский» счетчик, а у коллеги большой такой для плиты и колонки СГК из Владимирской области. За одно и то же время подогрева — 7 минут — у меня ушло 0,060, у соседки и у коллеги — 0,045 кубометра. Учла и возможность плит, и максимальный расход горелки, и списывать на то, что моя плита «съедает» больше газа, чем у них, не приходится, — говорит жительница Яблоновского.

Если прикинуть, что на 45 литров воды для нагрева уходит 1 кубометр газа, то в ее эксперименте выяснилось, кто пострадавшая сторона.

Так откуда появились эти счетчики в таком количестве в Адыгее? Рынок приборов учета достаточно велик, в том числе электронных. Напомним, установка газовых счетчиков в квартирах многоквартирных домов была объявлена в 2013 году: до 1 января 2014 года всем настоятельно рекомендовали — нужны счетчики. Тем, у кого есть газовые колонки, они обязательны. Таково было требование вступившего в силу в 2009 году Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В начале 2014 года обязательное требование перенесли на 1 января 2015 года. И хотя на сегодня газовые счетчики установили не все физические лица, более половины — в основном люди пенсионного возраста — закону последовали в срок.

На взлете сервиса

— Директор завода из Ростова-на-Дону в Адыгее появился в 2013 году, встречался с представителями коммунальной сферы, управляющих компаний, с жителями. Возможно, кто-то и оказал ему содействие, он же показывал все данные по приборам, насколько «Гранд» удобен и выгоден в использовании, — рассказали в компании «Газпром газораспределение Майкоп».

Сомнения у компании «Газпром межрегионгаз Майкоп» возникали из-за электроники прибора. Он работает от литиевой батареи, которая не подлежит замене. Если прибор установлен на улице — в частном доме, то батарея выходит из строя при пониженной температуре запросто. Рекомендаций прибору в ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» никто в Адыгее не давал, но люди покупали прибор по настойчивости дилеров изготовителя.

— Почему возникает такое предположение? А как получилось, что в Тахтамукайском районе в новостройках прибор «Гранд» получил прописку по максимуму? Впрочем, в Майкопе тоже, а в других районах республики таких проблем нет, — говорят в региональной газовой компании.

Безусловно, что жалобы на неисправность этих приборов сегодня необходимо направлять в региональный Роспотребнадзор, который может заступиться за обманутых потребителей Адыгеи, если изготовитель считает, что не имеет отношения к проблеме.

— Заводу поверили, его руководитель — депутат Городской думы Ростова-на-Дону. Он себя рекомендует как офицер ВВС в запасе, работал в военном авиационном приборостроении. Разве будешь тут сомневаться? Оказалось — бизнес, и ничего личного, — говорит военный пенсионер из Майкопа Дмитрий Иванченко.

В действительности группа компаний «Турбулентность Дон» и сегодня уверяет всех потребителей своей продукции, что их приборы котируются как в РФ, так и за ее пределами. Возможно, только жителям Адыгеи, попавшим в число первых «испытателей» газовых счетчиков, так не повезло? Ведь именно они спешат сегодня менять свои электронные «Гранды», которые обсчитывают с поистине авиационной скоростью, на механические счетчики «советского» поколения для учета бытового газа. Обстановка хоть и не взрывоопасная, однако, по словам газовиков, с моральной стороны для людей неприятная.

И еще несколько резюме с сайта по трудоустройству — от тех, кто работал на заводе-изготовителе этих самых «Грандов». Данные также находятся в открытом доступе и с ними можно ознакомиться любому пользователю интернета (mnenie-sotrudnikov.ru).

Den 08.10.14: «Работал там в 2010—2011 г., открывали производство бытовых счетчиков; когда было нужно работать сверхурочно, то платили более-менее, как только открыли производство — з/п порезали вдвое, ничем это не объяснив. Работал там и в продажах, и в закупках, так что имею полное представление о данной конторе».

Вася 15.04.15: «Ребята, кто будет читать и соберется туда пойти работать, мне вас жаль! В этой компании рабочих за людей не считают… Если у вас лишняя нервная система, вам нечем заняться дома в выходные и праздничные дни и деньги вам не нужны, то уважаемое руководство и компания ждут вас с нетерпением!!»

Турбо 31.03.16: «Человеки! Пожалейте свою психику — не ходите туда. Даже если заработаете деньги, их же потом и потратите на свое лечение».

Что тут скажешь? Вот такой бывает турбулентность в быту.

Елена КОСМАЧЕВА